Деятели искусства-Справочник

/ Просмотров: 2137
Деятели искусства изобразительного искусства
Ангель Филипс (ок. 1618 — после 1662)—голландский живописец, офортист и теоретик искусства. Он является автором небольшой книги «Похвала искусству живописи», которая является важным документом, так как знакомит с художественными понятиями, оценками и терминологией 40-х гг. XVI столетия, с периодом расцвета голландского реалистического искусства.
Альберти Леон Баттиста (1404—1472)—итальянский ученый, архитектор, писатель и музыкант эпохи раннего Возрождения, автор трактата «Три книги о живописи». Этот трактат рассказывает не только о живописи, но и в значительной мере о рисунке, а также и о композиции и является самым замечательным тру¬дом по теории изобразительного искусства эпохи Возрождения.
Алпатов Михаил Владимирович (1902—1986) — один из крупнейших искусствоведов советскго периода. В хрестоматии приведены отрывки из книги «Композиция в живописи» (1940).
Ашбе Антон (1859—1905)—словенский художник-педагог, им была основана в 1891 г. в Мюнхене школа-мастерская, получившая большую известность. В ней учились русские художники И. Э. Грабарь, Д. Н. Кардовский и др.
Вазари Джордже (1511—1574)—итальянский живописец, архитектор и историк искусства. Вазари прославился своим историческим трудом «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, скульпторов и архитекторов».
Ван Гог Винсент (1853—1890)—голландский живописец. Содержание приведенного письма примечательно тем, что показывает значение занятий рисованием в чувственном освоении живописной техники.
Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856—1933)—художник-пейзажист конца XIX — начала XX в., один из организаторов «Союза русских художников». Теоретические взгляды об искусстве Васнецов изложил в книге «Художество. Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи».
Вольпедо Джузеппе да Пелицца (1868—1907)—итальянский художник, один из виднейших представителей «социального веризма» (от слова уего, итал. — правдивый). В приведенном отрывке из письма обращается внимание на реалистические и творческие начала в искусстве.
Гете Иоганн Вольфганг (1749—1832) —один из основоположников немецкой литературы, разносторонний ученый, много писавший об изобразительном искусстве. В частности, большой интерес для нас представляют его «необычные мысли о рисунке».
Грез Жан Баттист (1725—1805)—французский живописец. В предложенной читателю выдержке из его письма даются прак¬тические советы начинающему живописцу.
Ге Николай Николаевич (1831 —1894)—русский живописец второй половины XIX в. Один из инициаторов и активных членов Товарищества передвижных художественных выставок.
Дейнека Александр Александрович (1899—1969)— художник и педагог советского периода. Создал фундаментальное пособие «Учитесь рисовать» для самостоятельно обучающихся рисованию, а также для учителей и руководителей кружков.
Делакруа Эжен (1798—1863) — виднейший и наиболее последовательный представитель романтизма. Он оказал большое воздействие своими теоретическими высказываниями не только на дальнейшее развитие французского искусства, но и на последующие поколения художников других стран. Мысли Делакруа высказаны в дневнике, письмах и статьях.
Дюрер Альбрехт (1471 —1528)—немецкий живописец, рисовальщик, гравер, теоретик искусства. Теоретические труды Дюрера представляют большой интерес для художников-практиков.
Иогансон Борис Владимирович (1893—1973)—один из основоположников социалистического реализма в живописи. В 1958— 1962 гг. был президентом Академии художеств СССР.
Кардовский Дмитрий Николаевич (1866—1943)—советский художник и педагог, основоположник художественно-педагогичес¬кого образования. Учился у П. П. Чистякова и Ашбе, хорошо знал и западноевропейскую, и русскую школу рисунка. Волков Николай Николаевич (1897—1974) — художник, ученый-психолог, теоретик искусства. В хрестоматии использованы материалы из его фундаментальных трудов — «Восприятие предмета и рисунка», «Композиция в живописи» и «Цвет в живописи».
Кибрик Евгений Адольфович (1906—1978) — известный художник советскго периода, мастер книжной иллюстрации. В своем творчестве много внимания уделял теоретическим вопросам композиции.
Констебль Джон (1776—1837)—английский художник, один из родоначальников реалистического пейзажа нового времени. В хрестоматии приведен отрывок из письма, в котором рассматриваются некоторые вопросы композиции пейзажа.
Коро Камиль (1796—1875)—французский художник-пейзажист. Предложенные читателю высказывания из его записных книжек являются практическими советами обучающемуся живописи.
Коровин Константин Алексеевич (1861 — 1939)—замечательный художник-живописец, педагог. В своем творчестве он ведущую роль отводил системе живописно-пластических средств колорита, взаимосвязи цветов, цвета и тона в живописи.
Крамской Иван Николаевич (1837—1887)—художник, крупнейший художественный критик второй половины XIX в. Крамской— один из основателей и ведущих членов Товарищества передвижных художественных выставок.
Крымов Николай Петрович (1884—1958)—известный русский художник-пейзажист, педагог. В 1920-е гг. разработал теорию изменения тона для передачи в живописи состояний природы.
Кустодиев Борис Михайлович (1878—1927)—известный русский художник, представитель старого русского реалистического искусства.
Курбе Гюстав (1819—1877)—французский художник, один из самых выдающихся представителей реализма середины XIX в. Приведенные отрывки из высказываний Курбе обращают внимание на важность выявления тональных отношений в живописи.
Лаптев  Александр  Михайлович (1905—1965)—известный иллюстратор советского периода, мастер станковой графики.
Леонардо да Винчи (1452—1519) — итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый и инженер эпохи Высокого Возрождения. «Книга о живописи», отрывок из которой мы здесь приводим, была составлена после его смерти учеником Ф. Мельци.
Мане Эдуард (1832—1883)—французский живописец. В при¬веденном высказывании обращается внимание на единство логических и чувственных начал в работе над живописным произведением.
Матисс Анри (1869—1954) — французский живописец, график, мастер декоративно-прикладного искусства. В высказываниях Матисс необыкновенно остро ставит вопросы о задачах искусства, говорит о своем желании создать гармоничное и выразительное искусство, утверждающее жизнь.
Мандер Карель Ван (1548—1606)—нидерландский живописец, автор капитального труда «Книга о художниках», в котором содержатся описания жизни и произведений нидерландских художников XV—XVI столетий.
Паломино Антонио (1655—1726)—испанский живописец, теоретик и историк искусства. Свои взгляды он изложил в монумен¬тальном труде «Музей живописи и школа оптики».
Пино Паоло (упом. 1534—1565)—итальянский живописец, приобретший, однако, большую известность своим литературным наследием. Его «Диалог о живописи» был первым художественным трактатом, пытающимся обосновать своеобразие венецианской живописной школы.
Пуссен Никола (1594—1665) — выдающийся живописец французского классицизма. Приведенные в хрестоматии высказывания Пуссена об искусстве взяты из книги Джованни Пьетро Беллори «Жизнеописания современных живописцев, скульпторов и архи¬текторов» (1672).
Радлов Николай Эрнестович (1889—1942)—рисовальщик-портретист, карикатурист, книжный иллюстратор, педагог и теоретик искусства. Приведен отрывок из книги «Рисование с натуры».
Рейнольдс Джошуа (1723—1792)—английский художник, президент Королевской Академии искусств. Свои теоретические взгляды на искусство он ежегодно излагал в речах в стенах Академии, которые отличались тщательной продуманностью каждого положения. Один из критиков Рейнольдса назвал его мыслителем в живописи.
Репин Илья Ефимович (1844—1930)—крупнейший представитель русского демократического искусства.
Рылов Аркадий Александрович (1870—1939)—русский художник советского периода, педагог. Работал преимущественно в области пейзажной живописи, являясь мастером пейзажа-картины.
Руссо Пьер Этьен Теодор (1812—1867)—глава художников-пейзажистов барбизонской школы. Безусловный интерес представляют его высказывания о композиции картины.
Савицкий Георгий Константинович (1887—1949)—живописец, автор картин батального и анималистического характера. В теоретических рассуждениях о композиции высказывался за необходимость научно обоснованных принципов организации пространства картины. Фаворский Владимир Андреевич (1886—1964)—мастер станковой гравюры и книжной иллюстрации, художник-педагог. В изложенных мыслях об искусстве много места уделил теоретическим вопросам композиции.
Соловьев Александр Михайлович (1886—1966)—выдающийся художник-педагог, возглавлял кафедру рисунка в МГПИ им. В. П. Потемкина, МГХИ им. В. И. Сурикова. Автор ряда пособий и статей по вопросам учебного рисунка.
Суриков Василий Иванович (1848—1916)—выдающийся художник, своим творчеством ознаменовал новый этап в развитии не только русской, но и мировой исторической живописи. Свои мысли об искусстве Суриков в основном изложил в письмах П. П. Чистякову.
Ченнини Ченнино (1372—1440)—итальянский художник, автор «Трактата о живописи», в котором он обобщил опыт художников переходного периода от средневековья к Возрождению. В этом трактате имеются и некоторые положения о рисунке, ценность которых заключается в указании, что в основу метода обу¬чения должно быть положено рисование с натуры.
Чистяков Павел Петрович (1832—1919)—русский живописец и педагог. Его педагогический метод сыграл большую роль в развитии реализма в русском искусстве. Он предусматривал непосредственность восприятия натуры, ее научное изучение.
Ходлер Фердинанд (1853—1918)—швейцарский живописец. В рассуждениях Ходлера о цвете, приведенных в хрестоматии, обращается внимание на физиологическое воздействие цвета на зрителя и особенности организации живописного построения композиции.
Фальконе Этьен Морис (1716—1791)—французский скульптор, автор известного памятника Петру Первому в Петербурге. Свои мысли об искусстве он изложил в «Размышлениях о скульптуре», отрывок из которых приведен в хрестоматии.
Филарете (настоящее имя — Антонио Пьетро Аверлино) (род. ок. 1400 —ум. ок. 1470)—итальянский скульптор, архитектор, инженер, автор «Трактата об архитектуре». В свой трактат Филарете ввел сведения по геометрии, перспективе, оптике.
Урванов Иван Федорович (род. ок. 1747—1815)—русский живописец XVIII в. Он известен также своим «Руководством» (1793), являющимся наглядным примером системы преподавания в русской Академии художеств во второй половине XVIII в.
Энгр Жан Огюст Доминик (1780—1867) — французский художник, представитель классицизма. Теоретические суждения Энгра об искусстве изложены в тетрадях-дневниках, письмах и устных высказываниях. Предложенный в хрестоматии текст имеет отно¬шение к теории и практике обучения живописи.
Яковлев Б. Я. — преподаватель Второй Киевской гимназии в конце XIX в. В 1895 г. выступил с докладом на заседании Спе¬циальной комиссии по рисованию в Москве, отрывок из этого доклада и публикуется в хрестоматии.
Юон Константин Федорович (1875—1958)—русский художник. Автор жанровых и исторических композиций, пейзажей, портретов.